Локапалы не пропадут. (с) Лапы в одну сторону, крылья - в другую, а ты сидишь с хвостом. (с)
27.05.2010 в 14:14
Пишет Дарина Марковна:Случайно с одним из собеседников в аське зашёл сегодня разговор об Иерусалиме, Марке Шагале и трамваях. Долго объяснять, чем они друг с другом связаны, но в процессе я набрела на замечательный сайт, посвящённый истории трамвая в Витебске. Читать вот тут.
Некоторые извлечения, достойные прочтения
Жалобы пассажиров на трамвай
Не обходилось и без жалоб пассажиров на работу трамвая. Согласно положению, утвержденному городской думой, в каждом трамвайном вагоне в особом ящике имелась книга жалоб, предоставляемая пассажирам по первому их требованию. Кондукторы отдавали ее в контору трамвая ежедневно, а директор на следующий день должен был доносить городской управе как о содержании жалоб, так и о принятых администрацией трамвая мерах.
Просматривая архивные материалы Витебской городской управы за 1898-1915 годы в Центральном Государственном историческом архиве БССР (ныне - Национальном историческом архиве РБ), я нашел большое количество жалоб пассажиров. Они дают некоторое представление о нравах и обычаях того времени и об условиях работы трамвайщиков.
Вот некоторые из них:
* 2 января 1905 года, севши в вагон, спросил господина кондуктора, когда придет вагон. Он слишком неделикатно ответил: "Когда придет, тогда и уйдет". Артист К. П. Орлов.
* 19 января 1905 года. Более недели, как я заявил, что дверь в вагоне N105 не притворяется. Дверь не поставили и поныне. Это вызывает боль зубов. Надворный советник Глутневич.
* Решительно не понимаю, почему кондукторы закрывают двери вагонов, когда на улице так тепло. Ведь в вагонах от жары невозможно сидеть.
* 5 октября 1905 года. Милостивый господин директор, покорнейше прошу, чтобы вы распорядились, чтобы ваши кондуктора согласно вашему объявлению выдавали 3-копеечный билет при предъявлении билетов ученических. Надеюсь, вы разъясните это дело. Студент И. Лакат.
* 26 мая 1906 года. Прошу потребовать от контролера N15, по какому праву он взимает с меня 5 копеек, когда я нахожусь при гимназической шапке, но без герба, но с кантами.
o Ответ директора: Фуражка хотя бы с кантами, но без герба, не дает права на пользование льготным тарифом.
* 26 июня 1906 года. Кондуктор N52 посадил незаконно на имеющиеся 4 места 5 человек.
* 12 октября 1907 года. Прошу потребовать от кондуктора N51, по какому праву взимает с меня 5 копеек за билет, когда я нахожусь в форме, но без передника. Гимназистка Марианской гимназии Яхнина.
* 4 декабря 1912 года. Трамвай N109 на Задуновской площади на трехкратный мой зов не подождал моего прихода для проезда на этом трамвае, оставив меня за 20 саженей. Учитель института Латошкин.
* 20 июня 1913 года. Вагон N112 до того весь разбит, что от скрипения и стука невозможно в нем сидеть. Двери же сами собой открываются, чрез что сквозит. Глутневич.
* 24 сентября 1913 года. Вагон N115. На мою просьбу остановить трамвай по Задуновской улице вагоновожатый дерзко улыбнулся и не остановил. Место просьбы было остановить против аптекарского магазина Шофмана. Н. Шлюсберг.
* 20 сентября 1915 года в 10 часов утра в вагоне N106 на площадке было 4 человека, а я, выйдя из почты, желают сесть в вагон, о чем знаком предупредил вагоновожатого, но он не остановил вагон и усилил ход. А между тем на 2-м квартале взял еврея. Полковник Хопрянин, штаб Двинского округа.
(НИА РБ, фонд 2496, оп. 1, д. 427, лл. 1-15; д. 437, лл. 128, 197, 425)
***
Правила работы трамвая
Работа трамвая в городе регламентировалась правилами, утвержденными городской думой. Движение начиналось в 7 часов утра летом и в 8 часов утра зимой. Прекращалось - в 11 часов вечера. Прием пассажиров в трамвайные вагоны происходил не только на остановках, но на пути следования вагона. При желании пассажира сесть в вагон он подавал знак вагоновожатому, и тот обязан был сделать остановку и взять пассажира. Для проезда в трамвае не допускались пьяные, лица, неопрятно одетые и производящие беспорядок. Пассажирам запрещалось входить, если сигнальная табличка указывала, что мест в вагоне нет, или если об этом заявлял кондуктор. Запрещалось в вагонах курить и провозить собак, останавливать их на перекрестках, стрелках и закруглениях. Публика не должна была касаться механизма, приводящего в движение моторы, тормоза, сигналы и лук контроллера.
Если пассажир причинял вагону какой-либо ущерб, то он должен был немедленно уплатить за это по специальной таблице стоимости. В случае отказа подчиниться установленным правилам добровольно кондуктор должен был обращаться за содействием к чинам полиции.
Оплата за проезд в трамвае была равна 5 копейкам для взрослых и 3 - для учащихся учебных заведений (в форме). С детей от 5 лет и старше взималась полная плата.
Полицейские чины пользовались правом бесплатного проезда на передних площадках вагонов, но не более чем по одному на каждый вагон.
***
Условия труда рабочих
Условия труда витебских трамвайщиков (водителей, кондукторов, рабочих депо и пути) были тяжелыми. Рабочий день длился 17-18 часов, низкая, не соответствующая условиям труда заработная плата. Маленькие вагоны с открытыми площадками, отсутствие хорошей тормозной системы создавали дополнительные трудности. Отсутствовала элементарная охрана труда и техника безопасности. Зачастую пассажиры предупреждали кондуктора: "Осторожно - столб". Столбы контактной сети стояли вплотную к трамвайным путям.
Кондуктор вместе с водителем должны были вручную делать маневры прицепных вагонов на конечных остановках. За малейшее нарушение работник подвергался штрафу. За дни болезни никакой оплаты не полагалось.
Наряд на работу на следующий день не вывешивался, и все рабочие ежедневно должны были являться утром, чтобы узнать, куда они в этот день назначены. Увольнение с работы производилось без достаточной проверки.
При желании пассажира войти в вагон вагоновожатый обязан был остановить трамвай и взять его. Зачастую во время стоянки вагона без движения тормозные колодки примерзали к бандажам колес. Водитель должен был ломиком освободить колодки, прежде чем дать вагону ток для движения.
URL записиНекоторые извлечения, достойные прочтения
Жалобы пассажиров на трамвай
Не обходилось и без жалоб пассажиров на работу трамвая. Согласно положению, утвержденному городской думой, в каждом трамвайном вагоне в особом ящике имелась книга жалоб, предоставляемая пассажирам по первому их требованию. Кондукторы отдавали ее в контору трамвая ежедневно, а директор на следующий день должен был доносить городской управе как о содержании жалоб, так и о принятых администрацией трамвая мерах.
Просматривая архивные материалы Витебской городской управы за 1898-1915 годы в Центральном Государственном историческом архиве БССР (ныне - Национальном историческом архиве РБ), я нашел большое количество жалоб пассажиров. Они дают некоторое представление о нравах и обычаях того времени и об условиях работы трамвайщиков.
Вот некоторые из них:
* 2 января 1905 года, севши в вагон, спросил господина кондуктора, когда придет вагон. Он слишком неделикатно ответил: "Когда придет, тогда и уйдет". Артист К. П. Орлов.
* 19 января 1905 года. Более недели, как я заявил, что дверь в вагоне N105 не притворяется. Дверь не поставили и поныне. Это вызывает боль зубов. Надворный советник Глутневич.
* Решительно не понимаю, почему кондукторы закрывают двери вагонов, когда на улице так тепло. Ведь в вагонах от жары невозможно сидеть.
* 5 октября 1905 года. Милостивый господин директор, покорнейше прошу, чтобы вы распорядились, чтобы ваши кондуктора согласно вашему объявлению выдавали 3-копеечный билет при предъявлении билетов ученических. Надеюсь, вы разъясните это дело. Студент И. Лакат.
* 26 мая 1906 года. Прошу потребовать от контролера N15, по какому праву он взимает с меня 5 копеек, когда я нахожусь при гимназической шапке, но без герба, но с кантами.
o Ответ директора: Фуражка хотя бы с кантами, но без герба, не дает права на пользование льготным тарифом.
* 26 июня 1906 года. Кондуктор N52 посадил незаконно на имеющиеся 4 места 5 человек.
* 12 октября 1907 года. Прошу потребовать от кондуктора N51, по какому праву взимает с меня 5 копеек за билет, когда я нахожусь в форме, но без передника. Гимназистка Марианской гимназии Яхнина.
* 4 декабря 1912 года. Трамвай N109 на Задуновской площади на трехкратный мой зов не подождал моего прихода для проезда на этом трамвае, оставив меня за 20 саженей. Учитель института Латошкин.
* 20 июня 1913 года. Вагон N112 до того весь разбит, что от скрипения и стука невозможно в нем сидеть. Двери же сами собой открываются, чрез что сквозит. Глутневич.
* 24 сентября 1913 года. Вагон N115. На мою просьбу остановить трамвай по Задуновской улице вагоновожатый дерзко улыбнулся и не остановил. Место просьбы было остановить против аптекарского магазина Шофмана. Н. Шлюсберг.
* 20 сентября 1915 года в 10 часов утра в вагоне N106 на площадке было 4 человека, а я, выйдя из почты, желают сесть в вагон, о чем знаком предупредил вагоновожатого, но он не остановил вагон и усилил ход. А между тем на 2-м квартале взял еврея. Полковник Хопрянин, штаб Двинского округа.
(НИА РБ, фонд 2496, оп. 1, д. 427, лл. 1-15; д. 437, лл. 128, 197, 425)
***
Правила работы трамвая
Работа трамвая в городе регламентировалась правилами, утвержденными городской думой. Движение начиналось в 7 часов утра летом и в 8 часов утра зимой. Прекращалось - в 11 часов вечера. Прием пассажиров в трамвайные вагоны происходил не только на остановках, но на пути следования вагона. При желании пассажира сесть в вагон он подавал знак вагоновожатому, и тот обязан был сделать остановку и взять пассажира. Для проезда в трамвае не допускались пьяные, лица, неопрятно одетые и производящие беспорядок. Пассажирам запрещалось входить, если сигнальная табличка указывала, что мест в вагоне нет, или если об этом заявлял кондуктор. Запрещалось в вагонах курить и провозить собак, останавливать их на перекрестках, стрелках и закруглениях. Публика не должна была касаться механизма, приводящего в движение моторы, тормоза, сигналы и лук контроллера.
Если пассажир причинял вагону какой-либо ущерб, то он должен был немедленно уплатить за это по специальной таблице стоимости. В случае отказа подчиниться установленным правилам добровольно кондуктор должен был обращаться за содействием к чинам полиции.
Оплата за проезд в трамвае была равна 5 копейкам для взрослых и 3 - для учащихся учебных заведений (в форме). С детей от 5 лет и старше взималась полная плата.
Полицейские чины пользовались правом бесплатного проезда на передних площадках вагонов, но не более чем по одному на каждый вагон.
***
Условия труда рабочих
Условия труда витебских трамвайщиков (водителей, кондукторов, рабочих депо и пути) были тяжелыми. Рабочий день длился 17-18 часов, низкая, не соответствующая условиям труда заработная плата. Маленькие вагоны с открытыми площадками, отсутствие хорошей тормозной системы создавали дополнительные трудности. Отсутствовала элементарная охрана труда и техника безопасности. Зачастую пассажиры предупреждали кондуктора: "Осторожно - столб". Столбы контактной сети стояли вплотную к трамвайным путям.
Кондуктор вместе с водителем должны были вручную делать маневры прицепных вагонов на конечных остановках. За малейшее нарушение работник подвергался штрафу. За дни болезни никакой оплаты не полагалось.
Наряд на работу на следующий день не вывешивался, и все рабочие ежедневно должны были являться утром, чтобы узнать, куда они в этот день назначены. Увольнение с работы производилось без достаточной проверки.
При желании пассажира войти в вагон вагоновожатый обязан был остановить трамвай и взять его. Зачастую во время стоянки вагона без движения тормозные колодки примерзали к бандажам колес. Водитель должен был ломиком освободить колодки, прежде чем дать вагону ток для движения.
@темы: история