Поднимаю запись в продолжение темы о том, что стиль и манера речи отчасти обусловлены выбором ценностей.
Этот рассказ мне вспомнился в связи с поворотом темы, предложенным  _FOTINA, которая привела у себя подборку записей с девичьих форумов.


* * *

Очень понравился рассказ.
Бывают вещи, которым доля плакатности, что ли, или назидательности - совершенно не мешает, скорее даже усиливает воздействие.
Не говоря уже о том, что остранение* - очень сильный прием, если уметь им пользоваться.



/.../— Он не победил дракона, не открыл темницу?
— Для нашей сказки это не принципиально. Может, победил, может, не победил. Может, не смог открыть темницу. Может, дракон утром съел обоих. Или дракон съел принцессу, а он спрятался. Зато принцесса знала, что рядом друг. Ей не было страшно. Он пришел, чтобы быть вместе. Ведь это важнее всего — быть рядом до самого конца.
— Идиотизм, — сказал я, поднялся с пола и сел в кресло.
— Конечно, сказка очень древняя, — кивнула Глайя. — Но почему идиотизм?
— Вообще-то в сказках добру положено победить.
— Но ведь ты помнишь, что юты не хищники? — Она повернула мордочку. — Откуда в нашем эпосе идея победы?
— Значит, идея поражения? Хорошие сказки.
— В нашей культуре нет идеи поражения. Воспевание жертвенности — тоже эпос хищников. А у нас идея помощи.
— Идея пассивности!
— Нет.
— Превосходно! Глайя, ты знаешь, что твой мех считается самым ценным в галактике?
— Да.
— А знаешь, как еще пять лет назад браконьеры опускались на Юту и стреляли в твоих сородичей? И земляне, и бандиты других планет тайно летали на охоту? Это нормально?
— Не нормально. Было всего пятнадцать случаев, затем мы поставили систему ловушек, теперь этого нет, браконьеры депортируются раньше, чем ступят на планету.
— А это нормально, что убийцы не наказаны?
— Мертвые шкурки не станут живыми ютами. Какой смысл наказывать?
Я не нашелся, что ответить, и только со злостью хлопнул руками по подлокотникам кресла.
— Я попробую объяснить, — сказала Глайя. — Представь, что горная лавина засыпала альпинистов. Вы же не станете мстить лавине?
— Идиотизм, — пробормотал я. — Непротивление злу.
— Почему непротивление? В нашем эпосе много сказок, где юты мешают дракону убить своих друзей. Просто они не герои, поэтому действуют разумно и сообща. Герой-одиночка бывает только в эпосе хищника.
— Почему?
— Потому что герой — это не тот, кто сильнее врагов. Герой — это тот, кто сильнее своих. Ему не должно быть равных в том, что он делает, поэтому герои хищников действуют в одиночку. В наших сказках обычно нет ни героев, ни врагов. Но мне хотелось рассказать тебе именно эту сказку, чтобы ты сравнил со своим эпосом.
— Ясно, — хмыкнул я. — Показать, какие наши сказки поганые, и какие ваши добрые?
— Как это удивительно, — промурлыкала Глайя, потерлась бархатным ушком о мое колено, обернулась и посмотрела мне в глаза. — Ты любой разговор превращаешь в борьбу. Неужели всерьез думаешь, что я хочу оскорбить твой эпос и похвалить свой?
— Извини, — смутился я.
— Извини... — повторила Глайя задумчиво. — Это слово мне было выучить сложнее всего. В нашем языке нет слова «извини». /.../




Читать рассказ целиком


Отсюда:
http://lleo.me/arhive/no_humor/epos.shtml

Здесь иллюстрации к рассказу:
http://lleo.me/arhive/no_humor/epos_illustracii.htm


* - и на всякий случай - толкование термина "остранение":

http://psi.webzone.ru/st/044900.htm
http://slovar.lib.ru/dictionary/ostranenije.htm